Все виды ремонта.
Дизайн интерьера.
В кратчайшие сроки zakaz@dizzainery.ru
(495) 744 50 21
«DECO+»
ЯПОНСКИЙ ДИЗАЙН
ДИЗАЙН — современное искусство художественного конструирования — начал стремительно развиваться в Японии после второй мировой войны. Техницистский ХХ в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что именно принципы традиционного японского искусства — свободная композиция, асимметрия, целесообразность — соответствуют новым требованиям наилучшим образом. Японская эстетика и прежде не делила предметы на «художественные» и «нехудожественные»: любая вещь, которую видит рядом с собой человек, должна быть одновременно практичной и красивой. Красота, естественно вырастающая из целесообразности, стала основой общемирового взгляда на современный дизайн.
Закономерно, что Япония стала одним из мировых лидеров в этой сфере. Множество художников работает в промышленности, причем не только в фарфоровой или текстильной, но и в машиностроении, других наукоемких отраслях. Со всего мира сюда едут изучать архитектуру, керамику и декоративно-прикладное искусство. Но несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность современной промышленной техники, японский дизайн сохраняет свои уникальные особенности. Он обязан ими классическому искусству своей страны. Восхищение искусством прошлого не становится архаизацией, игрой в старину, даже в ультрасовременной вещи неизменно ощущается как основа, как многовековая культурная традиция.
Произведение японского дизайна — это микрокосм. Все его формы должны быть обдуманными и точными, красота — завершенной. Но даже идеальные формы мало что значат, если под ними скрывается пустота. Предмет становится целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени и природы. Поэтому форма, цвет и украшение предмета могут содержать в себе исторический или литературный смысл. Выразительные контрасты предельно обобщенных форм черного, белого и красного цветов в эмблемах универмагов, фирм и общественных организаций заставляют вспомнить о лапидарной эстетике самурайских гербов, но исторические аллюзии при этом никогда не становятся навязчивыми. В высшей степени функциональная жилая и офисная мебель не знает ни орнаментов, ни украшений, но выглядит удобной, «человечной» и по-настоящему классической благодаря смягчению углов и граней и спокойной гармонии пропорций.
Самым главным источником вдохновения по-прежнему остается природа. Предпочтение отдается тому направлению дизайна, в котором человеческое сознание проявляется через образы природы. Символы четырех времен года — весенние цветы сакуры, спасающие от летней жары прохладные воды, красные листья клена под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях бамбука — сохраняют прежнее обаяние. Они повторяются в авторской керамике, в декоративных тканях, даже в форме сладостей. Умение выразить большое в малом проявляется здесь в полной мере. Зашифрованная метафора будит воображение, наполняет неодушевленный предмет дыханием жизни.
Неизменной остается и любовь к традиционным материалам, к их природной красоте: открытой фактуре дерева, плетеному бамбуку (из которого делают и вазы для цветов, и посуду, и украшения), керамике, лаку. Большие чистые плоскости лакированного дерева или однотонного пластика делают современную мебель наследницей стиля старинных столиков и сундучков. Это, конечно, не значит, что японские дизайнеры избегают новейших материалов, напротив: они быстро, талантливо и охотно осваивают их. Но и в новомодном пластике или металле им удается найти природное начало, даже если речь идет о предметах быта. Разработчики кухонных приборов не скрывают холодноватого блеска хромированного металла, но «уютные», слегка вздутые формы, как в старом толстостенном фаянсе, кажутся по-настоящему домашними.
Это еще одна отличительная черта японского дизайна — одушевленность вещи. Современные предметы и приборы не противопоставляются человеку, не создают вокруг него враждебной среды. Они в полной мере являются его «созданиями». Даже продукция самых высоких технологий не должна нести на себе отпечатка равнодушной и обезличенной машинерии. Во многом этому способствует народное искусство, выросшее из старинных кустарных промыслов. Постиндустриальная Япония сумела и оценить его, и сохранить. Сегодня это действенный фактор ее художественной жизни. И в то же время японский дизайн в полной мере является продуктом нашей эпохи. Он основывается на самых передовых технологиях и немедленно осваивает вновь возникающие сферы. Его роль в обществе и производстве двояка: дизайн создает «лицо» для информационных систем и производственных агрегатов и пользуется тем и другим для решения своих задач. Он помог ввести компьютеры в наш быт и сам во многом стал результатом компьютерной технологии.
Проблемы современной городской культуры также требуют своего решения. Японские дизайнеры очень дорожат свободным местом, воздухом и объемом, ведь в условиях перенаселенных мегаполисов нет большей ценности, чем жизненное пространство. Они умеют достичь наилучшего сочетания трех элементов: удобства пользования вещью, ее психологической комфортности и экономии пространства. Таковы гарнитуры, части которых можно сочетать (вариантов множество), и ни один сантиметр жилья не пропадет даром. Ни одной лишней детали, все под рукой, все формы и линии выверенны и в то же время свободны и естественны — таковы автомашины, которые внутри кажутся больше, чем снаружи, и самим своим внешним видом утверждают идею надежности, безопасности и строгой функциональности. Японский автомобильный дизайн, начавшись с принципиальной ориентации на отсутствие всякого дизайна, незаметно совершил переворот в наших умах. То, что когда-то казалось «техногенным обмылком», в конечном счете сформировало идею автомобиля наших дней.
Можно сказать, что современной бытовой и электронной техникой, машинами и оборудованием, интерьерами жилых домов и офисов, а также многим-многим другим мир обязан дизайну Японии. Ведь именно он создал те образы всех этих предметов, которые в нашем сознании уже неотделимы от них. Громадные авто времен нефтяного бума и пышная вычурная мебель могут казаться роскошными, но большинство из нас — не персидские шейхи, а обычные горожане конца ХХ в. — живет в окружении удобных и умных вещей, рожденных практичным гением японского дизайна.